Неточные совпадения
Мечте, загадочному, таинственному не было места в его
душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман, то или другое отражение лучей и красок на сетке органа
зрения или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта.
Душа оставляет тело, странствует и многое видит в то время, когда человек спит. Этим объясняются сны.
Душа неодушевленных предметов тоже может оставлять свою материю. Виденный нами мираж, с точки
зрения Дерсу, был тенью (ханя) тех предметов, которые в это время находились в состоянии покоя. Та к первобытный человек, одушевляя природу, просто объясняет такое сложное оптическое явление, как мираж.
Много было интересного в доме, много забавного, но порою меня
душила неотразимая тоска, весь я точно наливался чем-то тяжким и подолгу жил, как в глубокой темной яме, потеряв
зрение, слух и все чувства, слепой и полумертвый…
Для непривычных глаз такое зрелище сначала ново и поразительно, никакое течение воды на него не похоже; но скоро своим однообразием оно утомляет
зрение, у иных производит даже головокружение и наводит какое-то уныние на
душу.
Таковыми их приемля,
душа моя возвышалася над обыкновенным
зрения кругом; в существе своем расширялась и, вся объемля, касалася степеней божественной премудрости.
Слесарь, которого
души коснулось истинное просвещение, поймет, что замок и ключ изобретены на то, чтобы законный владелец ящика, шкафа или сундука мог запирать и отмыкать эти казнохранилища; напротив того, слесарь-грамотей смотрит на это дело с своей оригинальной точки
зрения: он видит в ключе и замке лишь средство отмыкать казнохранилища, принадлежащие его ближнему.
Так я и лег спать, вынеси из двухдневной тоски одну истину: что, при известных условиях жизни, запой должен быть рассматриваем не столько с точки
зрения порочности воли, сколько в смысле неудержимой потребности огорченной
души…
Анна Павловна осталась опять одна. Вдруг глаза ее заблистали; все силы ее
души и тела перешли в
зрение: на дороге что-то зачернело. Кто-то едет, но тихо, медленно. Ах! это воз спускается с горы. Анна Павловна нахмурилась.
Что заставят нас делать: плясать русскую, петь «Вниз по матушке по Волге», вести разговоры о бессмертии
души с точки
зрения управы благочиния, или же просто поставят штоф водки и скажут: пейте, благонамеренные люди!
Она, очевидно, хочет выразить борьбу, совершающуюся в
душе Катерины, и с этой точки
зрения она передает трудный монолог превосходно.
— Теперь я уже не знаю, видел ли я, — сказал Поп, — то есть видел ли так, как это было. Ведь это ужасно серьезное дело. Но довольно того, что Ганувер может усомниться в моем
зрении. А тогда — что? Или я представляю, что я сам смотрю на Дигэ глазами и расстроенной
душой Ганувера, — что же, вы думаете, я окончательно и вдруг поверю истории с поцелуем?
Для ленивого тела — мягкие кушетки, мягкие табуретки, для ленивых ног — ковры, для ленивого
зрения — линючие, тусклые или матовые цвета; для ленивой
души — изобилие на стенах дешевых вееров и мелких картин, в которых оригинальность исполнения преобладает над содержанием, избыток столиков и полочек, уставленных совершенно ненужными и не имеющими цены вещами, бесформенные лоскутья вместо занавесей…
Он обратился весь в слух и
зрение, как-то странно съежился, вероятно чтоб удобнее слушать, не спуская глаз с его превосходительства, и изредка только подергивало его руки, ноги и голову какими-то едва заметными судорогами, обличавшими все внутренние, сокровенные движения
души его.
Разгораются очи людей, светит из них пробудившаяся человеческая
душа, и моё
зрение тоже становится широко и чутко: видишь на лице человека вопрос и тотчас отвечаешь на него; видишь недоверие — борешься с ним. Черпаешь силу из открытых перед тобою сердец и этой же силою объединяешь их в одно сердце.
Поставив себя на условную точку
зрения, о которой мы говорили выше, они, уже не стесняясь, выговаривали все, что было у них на
душе, по поводу ежедневных мелких злоупотреблений, и часто до того доходили, что пугали своих собратьев и, наконец, даже самих себя.
Мы помним, что там было до десятка статей, рассматривавших вопрос с той точки
зрения, что получить выкуп за
душу было бы выгоднее для помещика, нежели не получать!..
— Вот видите… И с моей точки
зрения ваше понятие о простоте будет грубо. Но оставим это… Скажите — представляя себе жизнь только механизмом, вырабатывающим всё — и в том числе идеи, — неужели вы не ощущаете внутреннего холода и нет в
душе у вас ни капли сожаления о всём таинственном и чарующе красивом, что низводится вами до простого химизма, до перемещения частиц материи?
Мне не раз случалось таким тоном говорить о медицине; все, что я рассказывал, была правда, но всегда после подобных разговоров мне становилось совестно; эту правду я оценивал, становясь на точку
зрения своих слушателей, в
душе же у меня, несмотря на все, отношение к медицине было серьезное и полное уважения.
Если человек думает, что всё, что он видит вокруг себя, весь бесконечный мир, точно таков, каким он его видит, то он очень ошибается. Всё телесное человек знает только потому, что у него такое, а не иное
зрение, слух, осязание. Будь эти чувства другие, — и весь мир был бы другой. Так что мы не знаем и не можем знать, каков тот телесный мир, в котором мы живем. Одно, что мы верно и вполне знаем, это нашу
душу.
Но неопределенное определяется и некоторым положительным суждением, и как для глаза темное есть материя всякой невидимой краски, так и
душа устраняет все, что подобно свету в чувственно воспринимаемых вещах, и, не имея уже определения, подобна
зрению, сохраняющемуся до известной степени и в темноте.
Во внутреннем диалоге об аде, в раскрывающейся тут внутренней диалектике
душа становится то на субъективную, то на объективную точку
зрения, то изнутри, то извне на эту проблему смотрит.
Если не стоять на родовой точке
зрения, то нужно признать предсуществование
душ.
Наивный материализм был основан на незнании тайны бессознательного, на внесении рациональной телеологической точки
зрения в понимание стихийной жизни
души.
Несомненно, что такое решение, даже с евангельской точки
зрения — было падением, было сбереганием
души, — тем сбереганием, о котором в Евангелии сказано: «кто хочет
душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет
душу свою ради Меня, тот сбережет ее».
Кроткий слепой ребенок пробудил в
душе доброго толстяка самое живое сострадание, и под впечатлением этого чувства он написал письмо своему бывшему воспитаннику, который уже около семи лет изучал за границей медицину: подробно изложив всю историю слепоты несчастной девочки, он спрашивал совета у князя Виталия, к какому врачу обратиться для серьезного пользования малютки и кто из них может вернуть ей
зрение.